Когда квартира становится собственностью?

2018-01-16, 09:54

По общему правилу собственность на квартиру и иные недвижимые объекты возникает с момента регистрации права в едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРН).

То есть получается, что законодательство не дает нам возможности считать себя собственниками, имея на руках лишь договор купли-продажи, дарения или иной документ, подтверждающий сделку или решение суда.

Для всех третьих лиц реестр недвижимости открыт, любой гражданин может заказать сведения на квартиру по точному адресу и получить информацию о собственнике.

Открытость сведений реестра недвижимости даёт потенциальным покупателям гарантии чистоты сделки в отношении принадлежности собственнику конкретной квартиры.

То есть пока не внесены соответствующие данные о собственнике в ЕГРН – квартира по базе Росреестра будет принадлежать прежнему собственнику, даже если документально сделка уже совершена. Перед сделкой необходимым шагом будет заказ выписки из ЕГРН и проверка исходных документов собственника на основании которых он стал владельцем интересующего жилья. Заказать данный документ можно в любом МФЦ, готовность составляет 5 рабочих дней, государственная пошлина за выдачу информации из реестра недвижимости 400 руб.

Условно основания перехода права собственности можно разделить на возмездные сделки (купля-продажа, мена, договор ренты), безвозмездные сделки (дарение, наследство, соглашение супругов о разделе имущества, нажитого в браке) и решения судов. Алгоритм регистрации права собственности и размер государственной пошлины для регистрации права для всех вариантов один и тот же.

1. Подготовить документы

1) Заявление о регистрации права.

2) Документ, на основании которого переходит право на квартиру:

  • договор (купли-продажи, дарения, ренты, мены, соглашение о разделе имущества между супругами и др.) не менее трёх экземпляров, если собственников несколько, то на каждого плюс один экземпляр.
  • свидетельство о праве на наследство (одну нотариальную копию, оригинал на обозрение специалиста);
  • решение суда с отметкой о вступлении в законную силу 2 экз.

3) Нотариально заверенное согласие супруга(и) продавца на проведение сделки с квартирой (кроме регистрации по решению суда).

4) Согласие органа опеки и попечительства в случае, если собственник несовершеннолетний или недееспособный.

5) Квитанция об оплате государственной пошлины (2000 руб. за каждого собственника).

2. Сдать документы на регистрацию

Передать документы на регистрацию права собственности можно лично через многофункциональный центр (МФЦ), который передаст данные документы в регистрирующий орган. Можно подать документы напрямую в Росреестр. Также можно воспользоваться удобным сервисом портала Госуслуг, но для этого нужна электронная подпись. Услуги регистрации права в электронном виде предоставляет и Сбербанк России. Отправка документов по сделкам почтой является наиболее редкой формой подачи документов и конечно самой долгой и ненадежной, она подходит только для нотариальных сделок.

Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и составляют от 3-х до 12 рабочих дней. Сроки регистрации начинают течь со следующего рабочего дня после подачи документов на регистрацию права. О сдаче документов принимающий орган выдает расписку с перечнем документов, переданных на регистрацию. Самый быстрый способ получить собственность на квартиру (3 рабочих дня) – оформить сделку через нотариуса.

3. Получить подтверждение регистрации права собственности на квартиру - выписку из ЕГРН.

Государственная регистрация права подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В выписке указывается с какой даты Вы стали собственником – это дата перехода права. Именно с этой даты Вы и являетесь собственником вашего жилья. Существуют основания по которым регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации права и отказе в ней, о чем выдает заявителю соответствующее уведомление. В случае несогласия с решением оно быть обжаловано через суд.

Подтверждение собственности на квартиру необходимо также тем владельцам, которые не осуществили перерегистрацию права после 1998 года. Собственниками они признаются, но автоматически в реестр прав на недвижимость не включаются, поэтому им необходимо подать заявление о регистрации ранее возникшего права. Если права на квартиру считаются ранее возникшими (до 1998 г.), то права не отображаются в базе Росреестра, и графа о собственнике пуста. В этом случае регистрация является упрощенной и носит формальный характер. В Росреестр (МФЦ) подается старое свидетельство на квартиру, иные документы о праве и документ, подтверждающий осуществление технического (кадастрового учёта). Через пять рабочих дней регистрирующий орган обязан выдать выписку из ЕГРН с указанием всех данных на квартиру и собственника.

Ответ подготовила: Трофимова Любовь Александровна, эксперт по недвижимости, Консалтинговое агентство "Трофимова Групп"

Поделиться с друзьями
Предыдущие сообщения